Добро пожаловать на занятия григорианского хора!
Занятия провожу я, Денис Тихомиров.
Предполагаемый репертуар: григорианские песнопения и ранняя полифония, возникшая на их основе.
Предполагается выступление хора во время Божественной Литургии в назначенные дни и на концертах духовной музыки.
О хормейстере
Я [Денис] интенсивно (2-3 раза в неделю) обучался григорианскому пению на протяжении одного года в Санкт-Петербурге в Католическом приходе св. Екатерины Александрийской под руководством о. Иакинфа Дестивеля, Кирилла Бодрова и Анны Сидякиной. В составе хора сопровождал католическую мессу на латинском языке.
О григорианике в лютеранской традиции
В новом сборнике гимнов (гимнарии) Церкви Ингрии приведены чинопоследования для утрени и вечерни, взятые из книги выдающегося лютеранского литургиста Лютера Д. Рида (1873 - 1972) "The Lutheran Hymnal" (1944). Это связано с соблюдением нулевого, третьего, шестого и девятого часа от восхода солнца (Деян. 3:1 и 10:9). Монастыри эту традицию усложнили на основании Пс. 118:164 и сделали семикратную молитву. Этот цикл называется "Officium Divium" (т.е. канонические часы). Восходит это к канонам св. Бенедикта (ок. 530 г.), где описано то, как должно семикратно прославлять Бога. Характерная черта - это псалмопение. На этой литургии часов может читаться Библия, могут исполняться кантики (от лат. canticulum).
Литургия часов включала в себя семь основных служб (заутреня, лауды, прима, терция, секста, нона, вечерня) и одну дополнительную (комплеториум). Мартин Лютер ратовал за сохранение лишь утрени и
вечерни, ибо лишь на них читалось Божие Слово, хотя ему нравился и комплеторий (повечерие, молитва перед сном). Лишь лютеране и англикане сохранили утреню и вечерню, а иногда и повечерие.
Составными частями (модулями) утрени и вечерни были псалмодия, гимнодия, литургические чтения, респонсорий, молитвы, кантик.
В связи с этим стоит заметить, что григорианская певческая традиция на этих службах, а также на воскресном Богослужении и иных имеет место быть.
Подробнее об этом по рекомендации Дарьи Шкурлятьевой предлагаю прочесть хорошее исследование на сей счёт - PSALMS IN THE LIFE OF THE CHURCH (Journal for the Third Annual Conference - November
3-5, 2002) - Concordia Theological Seminary Press. В переводе - ПСАЛМЫ В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ (Журнал к Третьей Ежегодной Конференции 3-5 ноября 2002 г.) - Издание теологической семинарии
"Конкордия".
с уважением и ожиданием на занятиях и выступлениях нашего хора
Денис Тихомиров
РЕПЕРТУАР
(переводы есть)
Introit IV "Resurrexi" (Пасха)
Seqentia I "Victimae paschali laudes" (≤ XI или XII век, Пасха)
Antiphonum VI "Ubi caritas" (Italia, ≤ IX - X ? вв.; Чистый четверг (во время обряда омовения ног))
Seqentia I "Veni Sancte Spiritus" (≤ XII век, Пятидесятница)
Antiphonum VIII "Rex pacificus" (≤ 980-е гг., 4-е вс Адвента)
Canticum cum solemni mediatione "Magnificat I"
Litaniae sanctorum in sollemnibus supplicationibus adhibendae (в основе – Дореформационный бревиарий монахов-августиниан)
...