По статистике 1994 г., численность христиан в мире составляла 1 800 миллионов (каждый третий житель Земли). 54% из них – католики, 9% – православные. Третьей по численности христианской деноминацией – 3% или около 60 млн. – являются лютеране, принадлежащие к 250 самостоятельным церквям. Наибольшее лютеранское население – в Германии (14,7 млн.), США и Канаде (8,7 млн.) и Швеции (7,6 млн.), однако немало лютеран в Африке (6 млн.) и в Индонезии (2,4 млн.). В России и других странах СНГ 265 тыс. лютеран.

В России лютеране были, начиная со времён Ивана IV Грозного. У российского лютеранства с тех пор сложилась богатейшая история. Сегодня во всём мире лютеране делятся на консервативных (строго придерживающихся догматики Книги Согласия 1580 г.) и либеральных (так или иначе отклоняющихся от нее). В России консервативное лютеранство представлено Евангелическо-лютеранской Церковью Ингрии. (Ингрия, или Ингерманландия – историческая область вокруг Санкт-Петербурга, входившая в 1618 – 1703 годах в состав Швеции). Либеральное лютеранство представлено Евангелическо-лютеранской Церковью России – в недавнем прошлом ELKRAS – (объединяет прихожан главным образом немецкого происхождения). Кроме того существует околоцерковная организация, чья деятельность канонически неправомерна, это паразитический новодел в лютеранском лагере – Евангелическо-лютеранская Церковь Аугсбургского Исповедания – ЕЛЦ АИ.

Возникновение лютеранства как особой конфессии внутри христианства стало тем результатом Реформации, которого не хотел и не предвидел ни сам Лютер, ни кто-либо из его единомышленников. Лютер, когда он 31 октября 1517 года прибыл к дверям церкви в Виттенберге текст 95 тезисов “Диспута о прояснении действенности индульгенций”, желал очистить всю католическую церковь от лжеучения, будто, купив индульгенцию, можно на какой-то срок избавиться от загробных мучений, назначенных Богом в наказание за безобразия, совершенные в земной жизни. В 1537 году лютеране с энтузиазмом отнеслись к идее созыва Вселенского собора, надеясь убедить всю церковь в своей правоте. Впоследствии некоторые даже мечтали добиться воссоединения реформированного католичества с православием: в 1575 г. тюбингенские богословы направили Иеремии II, патриарху Константинопольскому, послание с изложением лютеранского учения. Все эти экуменические попытки провалились: Тридентский собор католической церкви (1545-1563 гг.) провозгласил анафему лютеранству, а патриарх вежливо, но категорически отверг лютеранские догмы. Лютеранство так до сих пор и остается особой разновидностью христианства.

В чем состоит эта особенность? Лютеране – одна из видимых христианских церквей, первая конфессиональная христианская церковь и единственная чисто конфессиональная христианская церковь.

Все христианские тексты делятся на две основные категории: 1) Слово Божье, т.е. Библия (Ветхий и Новый Завет), и 2) вероисповедные (конфессиональные) документы, т.е. более или менее удачные попытки людей привести в систему сложнейшее содержание Слова Божьего. Промежуточное между ними положение занимают тексты Священного Предания – писания отцов и учителей Церкви, решения I-VII Вселенских Соборов (а для католиков также решения VШ-XXI соборов и энциклики римских пап). С точки зрения православных и католиков, Священное Предание так же боговдохновенно, как и Библия. Лютеране (и кальвинисты) рассматривают все Священное Предание как древние вероисповедные (конфессиональные) документы – полезные, но не бесспорные.

Если видимые христианские церкви по-разному относятся к вероисповедным документам, то различие между этими церквями называется конфессиональным. Например, православные, католики, лютеране, кальвинисты принимают учение о двух природах во Христе, сформулированное IV Вселенским Собором (451 г.) в Халкедонском определении веры, а Армянская, Коптская, Эфиопская церкви его отвергают. Значит, различие между халкедонитами (католиками + православными + лютеранами + англиканами + ... + кальвинистами), с одной стороны, и монофиситами (армянами, коптами, эфиопами) – с другой, есть конфессиональное различие. Конфессиональный момент необходим для характеристики любой церкви. Лютеранство же возникло именно как конфессия – как объединение всех тех, но только тех, кто публично заявил о своей приверженности Аугсбургскому исповеданию 1530 года— первому конфессиональному документу Нового времени. И до сих пор приверженность Аугсбургскому исповеданию является необходимым и достаточным формальным признаком лютеранства.

В 1537 году Лютер составил Шмалькальденские Артикулы для предполагавшегося вселенского собора. К этому документу был приложен трактат “О власти и верховенстве папы”, написанный Меланхтоном. Сподвижники Лютера еще при его жизни много полемизировали не только с католиками, но и друг с другом. Стоит заметить, что уровень богословской мысли XVI столетия многократно превосходил нынешний. Это в основном и обусловило то, что после смерти Лютера 18 февраля 1546 г. распри в теологических кругах приобрели большой размах. Итоги бурных дискуссий были подведены в последней, самой сложной и научно точной вероисповедной лютеранской книге – Формуле Согласия.

В наше время многие люди считают себя христианами, но отказываются присоединиться к какой-либо из церквей, мотивируя это тем, что, дескать, каждая церковь считает только себя единственно правильной, а всех прочих – еретиками или еще хуже. Эти люди испытывают справедливое отвращение к духу исключительности и гордыни. Однако лютеран обвинять в этом было бы несправедливо. Забавно, но факт: заявление, будто для спасения души необходимо принадлежать именно к лютеранской (а не православной, католической и т.д.) церкви — является, с точки зрения лютеранской веры, ересью! Точно такой же ересью, как и заявление, будто для этого необходимо быть католиком (или православным). Такие заявления не совместимы с учением Блаженного Августина о видимой и невидимой церкви, принятым лютеранами. Лютеране считают себя всего лишь одной из многих видимых христианских церквей. А убеждение в принадлежности к единой невидимой мистической Церкви ярко проявилось в том факте, что Лютер, метавший громы и молнии в современную ему католическую церковь – “римскую блудницу”, никогда и мысли не допускал, будто крещение, совершенное над ним в этой самой церкви, не действительно и требует повторения. (Сам Лютер, между прочим, до самого упокоения в Боге считал себя католиком.) И впоследствии лютеране никогда, ни при каких обстоятельствах не допускали повторного крещения. Детей, крещеных в католической, лютеранской, православной или иной церкви, лютеране считают “просто” христианами, без конфессиональной принадлежности. Христианин становится лютеранином и допускается к Святому Причастию только после обучения и конфирмации, т.е. публичного подтверждения своего согласия с лютеранским вероисповеданием.

Для лютеран Библия – единственный авторитетный источник богословской информации. Однако сложность этой информации значительно превышает возможности человеческого интеллекта. Библия говорит о невидимом мире – о том, что человеку не дано в опыте и эмпирическом наблюдении. Поэтому понимание Библии разными людьми неизбежно различно; Библия – слишком необычная и сложная книга, чтобы служить догматическим оселком. Для лютеран правоверие, ортодоксия, норма веры – это догматы Книги Согласия. Христианин, не считающий их правильной систематизацией содержания Библии, не может быть лютеранином.

С.А. Исаев «Ереси и расколы в раннем лютеранстве» - с изменениями и дополнениями Д.Е. Тихомирова